ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 21RS0016-01-2022-001912-70 |
Дата поступления | 24.05.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кудряшова Р.Г. |
Дата рассмотрения | 26.07.2023 |
Результат рассмотрения | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Чебоксарский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-140/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Иванов С.В. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 24.05.2023 | 08:39 | 24.05.2023 | ||||||
Судебное заседание | 03.07.2023 | 09:30 | Объявлен перерыв | 29.05.2023 | |||||
Судебное заседание | 19.07.2023 | 13:30 | Объявлен перерыв | 04.07.2023 | |||||
Судебное заседание | 26.07.2023 | 09:00 | Вынесено решение | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения | 20.07.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 27.07.2023 | 15:03 | 27.07.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 27.07.2023 | 15:03 | 27.07.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Евграфов Сергей Прокопьевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Заместитель прокурора Чебоксарского района ЧР | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Морозов Александр Валерьевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Морозов Валерий Евгеньевич | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Морозова Валентина Нестеровна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Отдел опеки и попечительства города Новочебоксарска | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Сидоров Валерий Александрович |
Докладчик Кудряшова Р.Г. Дело №33а-2884/2023 Судья Иванов С.В. УИД 21 RS0016-01-2022-001912-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2023 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Кудряшовой Р.Г.,
судей Фоминой Н.Э., Петрухиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием:
представителя прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г.,
представителя административного истца Морозова В.Е. - Сидорова В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Морозова Валерия Евгеньевича к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики об оспаривании решения, поступившее по апелляционному представлению помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой А.П. и апелляционной жалобе представителей истца Морозова В.Е. – Сидорова В.А. и Евграфова С.П. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Р.Г., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Морозова В.Е. обратился с административным исковым заявлением, с учетом последующего уточнения, к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным постановления админситарции Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 14 июня 2022 года № 118 о снятии Морозова В.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании с момента вступления решения в законную силу восстановить Морозова В.Е. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что 20 декабря 2004 года постановлением главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Морозов В.Е. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 года. По состоянию на 01 января 2022 года Морозов В.Е. состоял в сводном списке граждан по Чебоксарском району, вставших на учёт на улучшение жилищных условий, как ветеран боевых действий под номером 2. Постановлением администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 14 июня 2022 года № 118 Морозов В.Е. снят с указанного учёта в связи с улучшением жилищных условий. Указывают, что принятое администрацией сельского поселения решение от 14 июня 2022 года не содержит оснований для снятия с такого учёта, с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, подтверждающих документов о направлении указанного решения в адрес Морозова В.Е. в администрации сельского поселения не имеется. В этой связи прокуратурой района 24 августа 2022 года № 03-03-2022 главе Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
На основании определения суда от 27 февраля 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель прокуратуры Чебоксарского района Чувашской Республики Николаева Е.П., истец Морозов В.Е., его представители Сидоров В.А. и Евграфов С.П. заявленные требования поддержали, представитель административного ответчика администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовал, в направленном в адрес суда отзыве оспариваемое решение административного ответчика полагал законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаева А.П. подала апелляционное представление, в котором ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Представители истца Морозова В.Е. – Сидоров В.А. и Евграфов С.П. также обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права, не исследовал обстоятельства дела в полном объеме.
В письменных возражениях администрация муниципального округа Чебоксарского района Чувашской Республики просит апелляционные представление и жалобу отклонить.
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г., представитель истца Морозова В.Е. – Сидоров В.А. подержали доводы представления и жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом по смыслу ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий или бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2004 года постановлением главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Морозов В.Е. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 года (согласно даты подачи заявления от 20 декабря 2004 года) (л.д.39 т.1)
По состоянию на 01 января 2022 года Морозов В.Е. состоял в сводном списке граждан по Чебоксарском району, вставших на учёт на улучшение жилищных условий, как ветеран боевых действий под номером 2.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В соответствии с постановлением главы Вурман-Сюктерского сельского поселения № 7 «А» от 10 февраля 2006 года учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
На момент принятия решения о принятии Морозова В.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку, последний был зарегистрирован по адресу: ...
По состоянию на 15 марта 2022 года по указанному адресу зарегистрированными значатся: ...Е., Морозов В.Е., ... Общая площадь жилого дома составляет 80,4 кв. м. (л.д.63 т.1).
Несовершеннолетнему ..., принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г... (л.д.52 т.1).
Разрешая настоящий публично-правовой спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики является правомерным, поскольку оно соответствует нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение жилья. При этом суд исходил из того, что зарегистрированный по вышеуказанному адресу ..., фактически там не проживает с рождения, а проживает в ... где по месту своего жительства посещает МБОУ «<данные изъяты>» г.Новочебоксарск. Жилое помещение по адресу: ... имеет площадь 43,7 кв.м., доля .... составляет 1/3 доля в праве, что составляет 14,56 кв.м. Таким образом, общая площадь жилых помещений на 6 человек составляет 94,96 кв.м. = (80,4 + 14,56), где на каждого приходится соответственно 15,827 кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения, которая установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, для постановки в очередь на улучшение жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из переписки администрации с прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики, основанием для исключения Морозова В.Е. из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий послужил тот факт, что на каждого из прописанных и проживающих (6 человек) в спорном жилом доме обеспеченность общей площадью составляет более учетной нормы (12 кв.м.). Фактически обеспеченность общей площадью более учетной нормы произошло в 2022 году в связи со смертью ...
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 ЖК РСФСР.
Согласно статье 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение указанными гражданами уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена была ранее действующим законодательством.
Таким образом, Морозов В.Е. мог быть снят с учета только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
При этом понятия - норма жилой площади, установленная ст. 38 ЖК РСФСР, и норма предоставления площади жилого помещения, установленная ст. 50 ЖК РФ, неравнозначны.
Норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека (статья 38 Жилищного кодекса РСФСР).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма и не предполагает возможность снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты оснований постановки на такой учет (определения от 29 сентября 2015 г. N 2135-О, от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, от 20 февраля 2014 года N 365-О, от 25 сентября 2014 года N 1848-О, от 24 марта 2015 года N 571-О и др.).
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из представленных материалов, Морозов В.Е. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 20 декабря 2004 году, то есть до 1 марта 2005 года, на основании специального закона "О ветеранах", предоставляющего льготное предоставление жилья указанной категории граждан.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах", статьей 16 которого предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.
Как было указано выше, в соответствии с постановлением главы Вурман-Сюктерского сельского поселения № 7 «А» от 10 февраля 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека (л.д. 26 т.1).
В рассматриваемом споре отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об изменении уровня обеспечения жилым помещением истца, а также в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об улучшении жилищных условий Морозова В.Е.
Из дела усматривается, что Морозов В.Е. при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях собственного жилья не имел, был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ...
Согласно сведениям из ЕГРН от 15 марта 2022 года № КУВИ-001/2022-35055148 право собственности на одноэтажный жилой дом с кадастровым номером ... общей площадью 80,4 кв.м., расположенный по адресу: ..., зарегистрировано 09 октября 2013 года за .... (л.д.66 т.1).
Материалами дела также подтверждается, что Морозов В.Е. жилья на условиях социального найма или в собственности не имеет. То есть факт изменения жилищных условий заявителя не происходит, он по-прежнему продолжает проживать в доме, принадлежащем его матери.
Из выписки похозяйственней книги № 7 от 15 марта 2022 года на адрес: ..., усматривается, что ... (мать Морозова В.Е., записанная первым) умерла 21 сентября 2022 года, зарегистрированными по данному адресу значатся (по отношению к члену хозяйства, записанному первым): ... (дочь, прибытие 14 апреля 1982 год) Морозов В.Е. (прибытие 05 апреля 2005 год, сын), ... (прибытие 07 августа 2007 год), ... (прибытие 12 декабря 2008 год, внучка), ... (прибытие 17 августа 2010 год, дочь), ... (прибытие 20 декабря 2011 года, внук); общая площадь 80,4 кв.м., жилая площадь 54,00 кв.м. (л.д. 63 т.1).
Также судебной коллегией на основании дополнительных документов, которые были предоставлены в материалы дела на стадии апелляционного рассмотрения, установлено, что Морозов В.Е. после смерти .... в наследство не вступал.
Таким образом, на момент принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, Морозов В.Е. также являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на жилой площади в 54,0 кв.м зарегистрировано 6 человек и обеспеченность была ниже учетной нормы, установленной при его постановке на учет, а именно 54,00 кв.м. : 6 человек = 9,00 кв.м, что менее учетной нормы (12 кв.м.) и свидетельствует о том, что основания для предоставления жилого помещения не отпали.
Выводы суда первой инстанции о необходимости учета площади квартиры, принадлежащей ...., то судебная коллегия не соглашается с такой позицией суда, поскольку Морозов В.Е. был принят на жилищный учет в апреле 2004 году, действующее на то время жилищное законодательство не предписывало при определении уровня обеспеченности учитывать площадь других жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам семьи гражданина, состоящего на жилищном учете.
Согласно положений ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Указанное правое регулирование введено с принятием нового Жилищного Кодекса РФ, то есть с 1 марта 2005 года.
Следует также отметить, что Морозов В.Е. в квартиру (адрес: ...), собственниками которой в равных долях наряду с его сыном .... являются его мать ...., и ...., не имеет реальной возможности вселиться в эту квартиру без их согласия.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Чебоксарского района Чувашской Республики от 25 июня 2013 года брак, заключенный 27 августа 2011 году между Морозовым В.Е. и ... расторгнут, несовершеннолетний ..., после расторжения брака между родителями оставлен на проживание и воспитание с матерью .... (л.д.60 т.1).
Кроме того, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.
Оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, поименованных в Постановлении, со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ, оспариваемое постановление не содержит.
Применяя при принятии решения нормы и правила, вступившие в силу после 01 марта 2005 года, органом местного самоуправления не учтено, что по смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 предусмотрена возможность их снятия с учета только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными и повлиявшими на исход дела, в связи с чем, решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований зам. прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики, признании незаконным постановления главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 14 июня 2022 года за № 118 о снятии Морозова В.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании ответчика с момента вступления решения в законную силу восстановить Морозова В.Е. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой А.П. и апелляционную жалобу представителей истца Морозова В.Е. – Сидорова В.А. и Евграфова С.П. удовлетворить.
Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 марта 2023 года отменить и по делу принять новое решение.
Признать незаконным постановление администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 14 июня 2022 года № 118 о снятии Морозова В.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на строительство (приобретение) жилых помещений,
возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность восстановить Морозова В.Е. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, с сохранением прежней даты постановки на жилищный учет и номера очередности.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Р.Г. Кудряшова
Судьи Н.Э. Фомина
О.А. Петрухина
